Новости

20.04.2020

Маркировка шин в 2020 году: что ожидает малый бизнес?

  • Маркировка шин в 2020 году: что ожидает малый бизнес?

Переход на новую систему идентификации товаров затронул практически все отрасли бизнеса. Не стали исключением и автомобильные шины – с 2020 года маркировка этих изделий сначала проводится в рамках добровольного пилотного проекта, а затем станет обязательной. О том, как реализуется это нововведение и какие требования предъявляются к участникам рынка, вы узнаете из этой статьи.

Для чего нужна маркировка шин?

Главная задача, которую должна решить обязательная цифровая идентификация пневматических и резиновых шин – ликвидация теневого рынка этой продукции. Это позволит сделать ее оборот полностью легальным и увеличить долю российских производителей в данном сегменте. Соответственно, повысится и качество покрышек, снизится вероятность возникновения аварийных ситуаций на дорогах. Таким образом, маркировка шин одновременно разрешит проблемы сразу всех заинтересованных сторон – покупателей, производителей, дилеров и государства.

За счет введения обязательной идентификации шинной продукции ее производители получают следующие выгоды:

  • новую долю рынка и возможность защитить репутацию марки;
  • сокращение издержек за счет автоматизации производственных процессов;
  • упрощение транспортировки и повышение оперативности поставок;
  • упрощение и обеспечение прозрачности учета продукции и ее движения;
  • автоматизированный контроль над продажами шин;
  • устранение лишних звеньев в системе продаж и, как следствие – повышение рентабельности бизнеса;
  • сокращение потери товаров и оптимизация бизнес-процессов;
  • своевременное выявление и устранение контрафакта.

Потребителю же, в свою очередь, маркировка шин дает возможность получить всю необходимую информацию о товаре:

  • компания-изготовитель и ее местонахождение;
  • разрешительный сертификат на товар;
  • соответствие продукции российским и международным стандартам качества;
  • дата выпуска, срок эксплуатации и т. д.

Итогом внедрения обязательной маркировки шин является повышение доверия между всеми участниками рынка – покупателями, производителями, продавцами. Ее наличие на продукции выступает доказательством качества покрышек, гарантией их подлинности, хороших потребительских характеристик и безопасности. Формируемый таким образом общественный контроль является естественным препятствием для проникновения на рынок нелегальной продукции. Имеет свои выгоды от маркировки шин и государство. В частности, оно получает эффективный инструмент получения данных с рынков, что увеличивает размер таможенных и налоговых сборов – один из главных источников своего благосостояния.

Виды маркировки шин

Для маркировки автомобильных шин используется единая система идентификации товаров «Честный Знак». Участники рынка выбрали следующие способы кодирования информации:

  • DataMatrix. Это двухмерный шифр в виде квадратной матрицы, составленной из чередующихся черно-белых сегментов. Его преимуществами являются простота нанесения, большой объем памяти, криптозащита, легкая считываемость стандартными 2D-сканерами даже при частичном повреждении.
  • RFID-метки. Транспондеры, состоящие из интегральных схем с окружающей их антенной для передачи низкочастотного радиоизлучение. RFID-метки считываются на расстоянии 20-300 м с помощью ридера, принимающего испускаемый ей сигнал. Преимуществом этого способа маркировки является устойчивость транспондеров к температурным перепадам и механическим повреждениям.

Выбор способа маркировки остается за производителями. Идентификация товаров с помощью RFID-меток на данный момент является вспомогательной, однако многие участники рынка все чаще используют ее в своей деятельности.

Какие шины подлежат маркировке?

Идентификацию проходят все резиновые шины российского и иностранного производства, за исключением:

  • предназначенных для легких транспортных средств – велосипедов, самокатов, мопедов и т. д.;
  • восстановленных – стершихся шин, поверх которого наварен слой резины с новым протектором;
  • используемых в шасси авиатранспортных средств (самолетов и вертолетов);
  • обводных лент, протекторов и камер.

Также от маркировки освобождаются шины, проходящие таможенный транзит и вывоз за пределы таможенной зоны ЕАЭС, возвращенные покупателем (с документами, подтверждающими покупку).

Для разных участников рынка предусмотрена отдельная процедура идентификации покрышек:

  • для производителей – непосредственно после изготовления перед отправкой продукции на склад;
  • для импортеров – перед пересечением российской границы (из стран ЕАЭС) или до окончания таможенного выпуска (в остальных случаях);
  • для розничных продавцов – если нанесенный код DataMatrix нечитаем или имеются остатки нереализованной продукции из немаркированных поставок, введенных в оборот до перехода на систему идентификации;
  • комиссионные продавцы – в момент приема покрышек от клиентов.

В 2020 году был впервые на практике воспроизведен порядок реализации идентифицированных автошин:

  • Идентификация на производстве с помощью полимерных меток, на которые термотрансферной печатью наносится код;
  • Ввод продукции в оборот;
  • Продажи шин от одного юридического лица другому (производитель – дилер – точки розничной торговли и т. д.);
  • Вывод продукции из оборота в результате продажи конечному потребителю.

Эксперимент осуществлялся производственным предприятием АО «Петрошина» совместно с ЦРТП. Каждый из этапов оборота маркированных шин успешно отразился в информационной системе «Честный Знак».

Если у Вас есть вопросы, можете заполнить форму и мы с Вами свяжемся!

Оборудование для маркировки шин

В целом сама процедура маркировки шин и ее техническое обеспечение не отличается от идентификации других товаров. В торговых точках для регистрации операций с маркированными покрышками используется обычные беспроводные или проводные 2D-сканеры или терминалы сбора данных (ТСД) для считывания кодов DataMatrix с продукции.

Онлайн-касса для работы с идентифицированными шинами должны иметь обновление, поддерживающее:

  • фискальный формат версии 1.05 и выше;
  • новую налоговую ставку НДС 20%.

Кассовый аппарат должен быть адаптирован к работе с шинной продукцией и оснащен специализированным ПО для электронного документооборота. В выдаваемом ими чеке теперь имеется новый реквизит код товара – уникальный идентификационный номер изделия. Если установленное на торговой точке оборудование не соответствует этим требованиям, ФНС имеет право демонтировать и конфисковать его в одностороннем порядке.

Компания, занятая в сфере производства и реализации шин, должна быть зарегистрирована в системе «Четный Знак». Перед работой с этой продукцией работникам предприятия необходимо выполнить тестовую идентификацию товара и проверить корректность его отображения в ИС через «личный кабинет» на ее сайте.

Покупатель может проследить историю шин по всей производственно-логистической цепочке с помощью любого приложения для чтения двухмерных кодов для мобильных устройств. Скачать его можно с онлайн-магазинов AppStore и Google Play (для гаджетов на iOS и Android соответственно).

Что обозначает маркировка на шинах?

Помимо стандартных потребительских характеристик продукции, расшифровка маркировки шин отражает следующую информацию:

  • дата производства;
  • производитель (в том случае, если шины одной марки выпускаются несколькими предприятиями);
  • инструкция по перевозке шин в каждой из температурных зон;
  • срок продажи и использования;
  • сведения об импорте каждой единицы.

2D-штрихкод DataMatrix включает 4 категории данных о товаре:

  1. уникальный серийный номер из 13 знаков, генерируемый системой С «Честный ЗНАК»;
  2. код товара из 14 цифр;
  3. 4-символьный проверочный ключ, генерируемый оператором;
  4. 44-символьный код проверки оператора.

Коды автоматически верифицируются при сканировании этикетки. При считывании незарегистрированного в системе «Честный Знак» идентификатора кассовый аппарат выдаст ошибку и отклонит операцию.

Как работает закон о маркировке шин?

Как такового закона о маркировке автомобильных шин не существует. Однако, в декабре 2019 года было принято Постановление Правительства РФ № 1958, утвердившее правила их идентификации и обеспечивающий контроля за оборотом покрышек, включая импортные. Инициировали принятие этих правил сами производители, стремящиеся упорядочить отрасль и исключить из оборота контрафакт.

Постановление обязывает перейти всех участников рынка на обязательную маркировку шинной продукции с 1 ноября 2020 года. При наличии на складах немаркированных покрышек, изготовленных до этого срока, предприниматель должен проидентифицировать их до 15 декабря 2020 года. Окончательной датой перехода на обновленные правила торговли — 1 марта 2021 года. После нее реализовать можно будет только маркированную продукцию.

Санкции за несоблюдения требований по маркировке шин

Этот нормативно-правовой акт устанавливал новые правила маркировки шин на территории России в рамках пилотного проекта. В нем также определен список участников, соответствующие рекомендации для бизнесменов и государственных органов. Постановление утверждает следующие требования к маркировке шин:

  • обязательное наличие у участников оборота торгово-кассового оборудования для идентификации шинной продукции;
  • предоставление корректной и достоверной информации об осуществленных торговых операциях;
  • обеспечение достоверности исчисления налогооблагаемой базы со стороны Федеральной налоговой службы РФ;
  • право конечного покупателя получать исчерпывающие сведения о приобретаемом товаре с помощью специализированного приложения для мобильных устройств.

Участники рынка, не соблюдающие утвержденные Постановлением правительства требования по маркировке автомобильных шин, облагаются штрафными санкциями. Пункт 4 статьи 14.5 КоАП РФ накладывает на должностное лицо компании за отсутствие в кассовом чеке соответствующего кода штраф величиной 1,5-3 тысячи рублей (для юрлиц и ИП его размер составляет 5–10 тысяч рублей). Хранение, перевозка, продажа немаркированной продукции влечет следующие административные штрафы:

  • для физических лиц — 2–4 тыс. р;
  • для должностных лиц — 5–10 тыс. р;
  • для ИП и юридических лиц — 50–300 тыс. р.

В соответствии со статьей 15.12 КоАП РФ немаркированная продукция подлежит конфискации. При систематических нарушениях или в случаях, когда общая стоимость немаркированной продукции составляет свыше 1,5 млн. рублей, предусмотрена уголовная ответственность в виде штрафа размером до 300 тысяч руб. или лишения свободы сроком до 3 лет и штрафа размером до 80 тысяч руб.

Если у Вас есть вопросы, можете заполнить форму и мы с Вами свяжемся!